На территории Московской области при проведении в 2012 году 49 плановых и внеплановых проверок и 5 административных расследований в предприятиях, реализующих товары дистанционным способом, в 36 (или 74 %) были выявлены нарушения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», «Правил продажи товаров дистанционным способом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила продажи товаров дистанционным способом), «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01. 1997 № 55, выразившиеся:
в недоведении до потребителя полной и достоверной информации о реализуемом товаре, изготовителе, продавце, импортере;
во введении в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров;
во включении в договоры купли-продажи условий, ущемляющих права потребителей;
продаже товаров без оформления необходимых документов;
обмане потребителя при возврате товара;
нарушение сроков поставки, сборки, установки товаров;
непредставление потребителю при доставке товара в письменной форме информации о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, адресе (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара, режиме работы продавца, о максимальном сроке, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленного срока, предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора, срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
По результатам проверок к административной ответственности в Московской области привлечено 42 юридических и должностных лиц на общую сумму 240,0 тыс. рублей.
При совершении покупок дистанционным способом (в интернет-магазинах, телемагазинах и др.) нужно быть бдительным еще до оформления заказа, ведь обман легче предотвратить, чем потом добиваться правды у недобросовестного продавца или в суде.
До совершения покупки необходимо:
изучить информацию на сайте и, прежде всего, о регистрации магазина-продавца в качестве юридического лица (или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица), адрес юридический, офиса и почтовый адрес, попытаться найти ИНН, ОГРН, посмотреть какие номера телефонов указаны — наличие только мобильных номеров подозрительно. Добросовестный продавец размещает всю необходимую информацию. Если информация скудная или ее вовсе нет — лучше искать нужный товар в другом месте. Магазин виртуальный, а вот юридическое лицо, с которым покупатель заключает договор и которому, возможно придется предъявлять претензии, место его нахождения, вполне реальное. Не исключено, что в случае доставки некачественного товара вам придется обращаться в суд и уже там доказывать сам факт покупки именно у этого продавца. Согласно Правил продажи товаров дистанционным способом в случае если покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в сообщении должны быть обязательно указаны:
а) полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар; б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара; в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость; г) обязательства покупателя.
узнать условия оплаты — если предлагается только предоплата следует насторожиться; сравнить цены на аналогичный товар с ценами других продавцов — ведь скорее всего один тот же товар аналогичного качества не может стоить на 50 % дешевле.
В момент доставки товара, не спешите подписать какие-то бумаги, отдать деньги и забрать товар. Проверьте указанные сведения о продавце, товаре, его количестве, стоимости и т.д. в акте приема-передачи товара, накладной или ином документе, подтверждающем передачу товара и сведения, указанные в документе, подтверждающем оплату товара (продавец, цена). Не поленитесь раскрыть упаковку и проверить соответствие доставленного товара заказанному, целостность, комплектность товара, наличие документации к нему, представленной информации о товаре и о возможности возврата товара. Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом должна содержать:
а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;
б) режим работы продавца;
в) максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок;
г) предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;
д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.