Покупатель, у которого есть возможность видеть оба камня одновременно, есть неоспоримое преимущество, а именно возможность сравнить камни бок о бок. При этом рекомендуется рассматривать оба камня одновременно, используя такие условия освещения и наблюдения, которые не дают преимуществ ни одному из них. В первую очередь камни сравнивают в положении «площадкой - на наблюдателя». Можно изменять расстояние от глаз до камней, приближая их на расстояние, на котором человек привык читать и рассматривать различные предметы, т.е. 25 - 35 сантиметров, и наоборот, отодвигая камни на расстояние вытянутой руки. Можно еще увеличить расстояние от глаз до камней, до расстояния 2-3 метра, на котором люди рассматривают украшения, надетые на другом человеке, но практика показывает, что на таком расстоянии камни мало отличимы друг от друга.
При визуальном сравнении двух камней в ряде случаев можно видеть не только положительные, но и негативные оптические эффекты, которые на рынке понижают стоимость бриллиантов. Это, например, общее уменьшение яркости или частичное уменьшение яркости, создающее в камне темные зоны.
Если нет возможности сравнить два выбранных камня визуально, то помогает анализ имеющейся информации, в том числе данных экспертных заключений и сертификатов. Люди, рассматривающие бриллианты в качестве инвестиций, выбирают камни с наилучшими из доступных в данный момент характеристиками цвета и качества - считается, что цены на них растут наиболее динамично. Люди, ищущие наиболее эффектно выглядящий бриллиант, могут в какой-то степени пожертвовать цветом и чистотой, особенно если нацвет и включения не видны невооруженным глазом, но выиграть в размере камня. Эксперты рекомендуют больше внимания обращать на качество огранки, т.е. данные об огранке в сопроводительных документах, значение пропорций, симметрии и полировки. Из двух камней с примерно одинаковыми данными предпочтение стоит отдать тому, который лучше огранен.