Муниципальный сбор с торговли: коснется ли он интернет-магазинов?
05.12.2014

1 июля 2015 года городам федерального значения дадут право ввессти муниципальные сборы с торговли. Президент Владимир Путин уже подписал соответствующий закон сообщается на сайте главы государства.

Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" дополнил перечень местных налогов новым торговым сбором.

Сбор устанавливается в отношении торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

Ставки сбора будут определяться администрацией городов федерального значения в рублях за квартал в расчёте либо на объект торговли либо на его площадь. При этом они не могут превышать размер налога в рамках патентной системы - 6% от потенциального дохода.

 Oborot.Ru с помощью юристов разбирается, кто и как будет платить новые сборы, попадут ли под них интернет-магазины и можно ли этого избежать.

Кто заплатит?

Под налог могут попасть предприниматели-торговцы трех городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) с 1 июля 2015 года. Закон, разъясняют юристы, касается компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере стационарной и нестационарной торговли, а также занимающихся интернет-торговлей со склада и работающих на розничных рынках.

Кому будет легче?

Те, у кого сумма налога по упрощенной системе налогообложения будет больше суммы торгового сбора, просто уменьшат его и никак не пострадают. А вот те, у кого платеж по УСН был меньше, или кто сводил его к минимуму, вынуждены будут оптимизировать свой бизнес., - уточняет  управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП" Кира Гин-Барисявичене.

От уплаты торгового сбора также освобождаются ИП на патентной системе налогообложения. По мнению юриста, это единственный положительный для бизнеса момент закона.

Сколько придется платить?

Ставка сбора для стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м и для складов устанавливается в расчете на квадратный метр площади торгового зала. Ставка для розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв. м. Она подлежит ежегодной индексации - умножению на коэффициент-дефлятор.

В городах, не имеющих федерального статуса,  тоже могут ввести свои торговые сборы. Но только после принятия специального федерального закона. Муниципалитет каждого города самостоятельно определит величину сбора. В любом случае, она не должна превышать 6% от потенциального дохода. Сбор будет вычитаться из суммы уплаченных налогов.

В деревню, к тётке, в глушь, за МКАД

Юрист адвокатского бюро DS Law Наталья Чикунова считает,  владельцев тех интернет-магазинов, которые лишь осуществляют доставку товаров покупателям курьером, этот закон не коснется. Объектом взимания сбора являются лишь недвижимое имущество, через которые производится торговля. Если у компании нет склада в Москве, и она доставляет товары со складов поставщиков, то и платить не за что.

С этим согласен и партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов. Он считает, что так как закон предусматривает введение торговых сборов только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, предприниматели в оставшееся 7 месяцев постараются переместить свои магазины и склады за пределы этих городов.

"Надо успеть придумать схему "под себя". Склад - в деревню, юрлицо - неторговая компания, софтверная какая-нибудь, и не платишь", - подхватывает мысль руководитель "РеалАвто" Сергей Шивалин. Директор интернет-магазина Samsonite Сергей Безверхий также прогнозирует, что в ближайшее время в Подмосковье существенно увеличится количество интернет-магазинов.

Где «живет» интернет-магазин?

Кроме "деятельности, связанной с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров", Госдума включила в понятие торговли и оказание услуг покупателям через торговые сети и товарные склады. Именно эта часть,считают юристы, напрямую затрагивает те интернет-магазины, у которых есть склады и (или) сеть пунктов выдачи.

У интернет-бизнеса возникает логичный вопрос: где именно, с точки зрения налоговиков, "существует интернет-магазин", если склад у него - в Подольске, точка выдачи - в Химках, колл-центр  в Твери, а оплата зачастую происходит курьеру дома у заказчика?

Кира Гин-Барисявичене предполагает, что сбор в сфере е-сommerce коснется только складских помещений. "Интернет-торговлю можно отнести к отпуску товара со склада", - считает она.

Батанов также уверен, что поскольку интернет-торговля производится через отпуск товара со склада, то сбор следует взимать только со склада. Если же у интернет-магазина имеется также точка выдачи товара в Москве, предпринимателю следует знать, что налог этой точки не касается. Однако если пункт выдачи товара будет совмещать функции магазина, и он будет расположен, например, в Москве, то он может быть расценен как самостоятельный торговый объект, и сбор придется заплатить.

 "В настоящий момент сфера электронной торговли характеризуется высокой долей теневого сектора, в котором никакие налоги не платятся. Введение сбора не окажет влияния на эту сферу – сбор никто уплачивать не будет", - уверен Батанов.

Руководитель отдела бухгалтерского сопровождения и налогового консультирования юридической компании «Приоритет» Евгения Яковлева. не разделяет оптимизма коллег и не думает, что "схему обхода" легко будет реализовать,  уведя склад за МКАД.

"Относительно интернет-торговли с различным местонахождением всех звеньев торговой цепочки,  сейчас затруднительно однозначно  сказать, что из этого попадет под торговый сбор - складские площади или точки выдачи товара, - комментирует она.

Госпожа Яковлева предполагает, что налоговые органы могут "суммировать" для начисления сбора площадь всех пунктов. Такая позиция ФНС возможна, если исходить из разъяснений Минфина о том, что при доставке на дом товара, заказанного в интернет-магазине, место его получения и оплаты нельзя отнести к понятию "торговый зал", "палатка", "лоток" или к другим таким объектам.

Соответственно остается только торговый сбор со складского помещения и пункта выдачи, которые могут быть приравнены к объектам стационарной сети.  Именно пункт выдачи сделать за пределами города практически нереально, в отличии от склада.

Именно эти нюансы предстоит прояснить законодателям до июля-2015.

Что думают на рынке?

В конце ноября Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет крупных ритейлеров, просила Путина  наложить вето на законопроект о новых сборах для торговли, в случае его принятия в окончательном чтении. В АКОРТ считают, что введение нового налога дает  преимущество иностранным интернет-магазинам – eBay, Amazon и прочим. Они не держат складов в России, следовательно, новый сбор их не коснется.

Аналитик ИХ "ФИНАМ" Анатолий Вакуленко считает, что лучший ответ на вопрос “как это можно обойти”, даст коллективный разум российской электронной коммерции к 1 июля 2015 года. “Торговый сбор устанавливается в отношении торговой деятельности на объектах осуществления торговли”, поэтому вопрос о том, где именно находится курьер, вряд ли важен, поскольку торговлю осуществляет не курьер. Скорее всего, где осуществляется торговля, написано на чеке, с магазина и будут взимать налог", - сказал он oborot.ru.

В сложившихся экономических условиях небольшим компаниям станет еще сложнее конкурировать с крупными игроками. Для начинающего предпринимателя любые лишние траты - это финансовый удар. “Поправки могут привести к отсутствию малого бизнеса как такового и процветанию крупного бизнеса, - считает генеральный директор интернет-магазина kalibrmagnum.ru Денис Бовт. - Нововведение только укрепит положение монополистов”.

По мнению Вакуленко, общей тенденцией на рынке e-commerce станет консолидация. "Крупные игроки так или иначе приспособятся, а некоторые небольшие игроки, возможно, вспомнят, чему учились в институтах, и уйдут из торговли в промышленность", - прогнозирует он.
Источник: http://www.shoppod.ru